Мегаполис, Алматы,
29 июля 2013 г.
Обязательное страхование пора пересмотреть 715 просмотров
– Сегодня в обществе активно обсуждается ситуация с туроператорами и запретом на чартерные рейсы. На мой взгляд, корни данной проблемы надо искать в Законе «О туристской деятельности в РК». Я три дня читал этот документ и не смог понять, о чём он. В нём не прописаны определения туристического продукта, степени ответственности сторон, права и обязанности. Причём сами туроператоры предлагают клиентам подписать договор, в котором они ни за что не несут ответственность. А если туроператор не хочет брать на себя риски, почему это должны делать страховщики?
На самом деле вся эта ситуация со «Скай Эйрлайнз» похожа на какой-то бред. Не понимаю, как могла обанкротиться компания, у которой постоянно была полная загрузка самолётов? Мне кажется, начинать разгребать эту проблему нужно с отраслевых законов, чётко расписать ответственность и функции турагентств и туроператоров, а также дать чёткое определение туристических услуг. Причём чтобы всё это распространялось на внешний и внутренний туризм сразу. Стране нужен нормальный закон. Я не большой специалист по туристскому законодательству, но и так вижу, что существующий закон совершенно некорректный, в нём много проблемных зон.
В данной ситуации, на мой взгляд, было бы целесообразно создать единый закон об обязательных видах страхования и разделить его на две части. Первая должна регламентировать общие права и обязанности сторон, порядок урегулирования страховых случаев, уплаты премий и так далее. Вторая часть – это конкретные виды страхования по сферам, такие как авто-, от несчастного случая, ответственности нотариусов, в том числе многострадальных туроператоров и т. д.
Регулировать всё это дело следует Министерству транспорта и коммуникаций. Именно оно должно решать: кого допускать на рынок, а кого нет. Уж не знаю, каким образом министерство будет проводить отсев: на основании общественного мнения либо наличия депозита в банках, но оно обязано обеспечить рынок нормальными перевозчиками. А туроператоры либо страховщики здесь ни при чём, нельзя заставлять их брать на себя все риски.
Ведь последним просто не выгодно страховать риски невылетов самолётов вовремя. К тому же для этого должна быть определённая договорённость между страховщиком и авиаперевозчиком. Нужно заранее обсудить весь механизм, ведь порой за банальными вещами кроются сложные технические моменты. К тому же, учитывая, что даже у крупных перевозчиков довольно большой процент опозданий рейсов, нужно быть готовым к высокой стоимости страховки. Будут ли готовы пассажиры самолётов столько платить? Вряд ли, скорее все начнут обвинять страховщиков в росте цен на билеты.
Поймите, страховой рынок строится на бизнесе, и если страховщикам будет не выгоден тот или иной риск, они просто не станут его брать на себя. Приведу пример. В 2000-х годах застройщикам часто предлагали застраховать риск несвоевременной сдачи объектов, но те отказывались. Затем когда наступил кризис, ситуация поменялась с точностью до наоборот, теперь уже сами застройщики просили застраховать эти риски, но страховщикам это стало неинтересным.
Причин несдачи объекта в срок может быть великое множество и каждую нужно просчитывать, чтобы понять, следует ли её страховать. Ведь любой риск стоит определённых денег. Нужно понимать, что если застройщик страхуется, к примеру, от растраты денег, как в случае в ЖК «Бесоба», то это просто космические суммы. Во-первых, не всякая страховая компания сможет потянуть такие риски. Во-вторых, цены на жильё сразу вырастут вдвое.
Снова виноватыми в этом окажутся страховщики. Зачем им это? Ведь и так других проблем хватает, причём в каждой отрасли они свои. Ко мне чаще всего обращаются люди с просьбами помочь получить автостраховку, либо связанную с различными грузами и жильём. Страховые споры – это как семейные ссоры, в которых обычно оба супруга виноваты. Стараюсь помочь всем.
Ведь часто люди сами себе создают сложности в попытках получить страховые деньги. Некоторые не могут правильно собрать все необходимые документы, не знают, как нужно урегулировать страховой случай. Из-за всего этого сегодня в народе и сложился стереотип, что при наступлении страховых случаев деньги из компаний нужно выбивать долго и мучительно. Конечно, такие опасения не безосновательны, в некоторых случаях это действительно так. Но с другой стороны, легче получить деньги от страховщиков, чем от виновников страхового случая.
Среди обращений иногда встречаются и случаи откровенного шантажа и мошенничества со стороны самих потребителей. Здесь есть масса вариантов: умышленное завышение стоимости ремонта, уничтожение склада с товаром перед ревизией и т. д. Часто это происходит не без участия сотрудников госорганов. Некоторые из этих моментов выявляются, и виновники наказываются. Поэтому нельзя просто все расходы скидывать на страховщика, нести ответственность должны все заинтересованные стороны.
Вообще в мире нормальным считается, если 10–20% случаев получения страховки приходятся именно на мошенничество. К счастью, такие случаи довольно редки в Казахстане. Так, например, порядка 94% жалоб, с которыми ко мне обращались, были обоснованы, и люди практически всегда получали страховые деньги.
На самом деле многие проблемы на страховом рынке связаны ещё и с отсутствием в Казахстане страховой культуры. Сегодня никто толком не понимает, зачем это нужно. А сами страховщики не трудятся разъяснять людям необходимость своих услуг и лишь ограничиваются банальной рекламой конкретной компании. Потребители воспринимают страховку как дополнительный налог и стараются избежать его, если это возможно.
Небольшое улучшение данной ситуации сейчас пока можно наблюдать лишь в автостраховании. Когда некоторые автолюбители готовы идти и на добровольное страхование. Они просто просят расширить список страховых случаев и доплачивают за это. В основном, это, конечно, касается рисков попадания в аварию.
В целом, по моим наблюдениям, в Казахстане рынок страхования довольно сильно зарегулирован. К примеру, в России регулирование страхового рынка слабее, но его проникновение в массы больше. Пока не знаю, с чем это может быть связано, и следует ли нашим властям ослабить контроль за рынком. Но мне кажется, страховым компаниям пора вести более клиентоориентированную политику. Может это и будет каким-то вариантом развития сферы.
Виталий ВЕРЁВКИН
Вся пресса за 29 июля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, За рубежом, Регулирование, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
30 января 2025 г.
|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 30 января 2025 г.
В Первоуральске вынесли приговор группировке, похитившей у страховых компаний 3,9 миллиона рублей
|
|
Известия онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин выступил против увеличения лимитов выплат по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
IAIS представляет стратегический план с дорожной картой на 2025–2026 годы
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Потерпевшие крушение в Черном море танкеры были застрахованы на более $40 млн
|
|
Forbes Казахстан, 30 января 2025 г.
Бизнесмен из списков Forbes увеличил капитал своей страховой компании почти в 2,5 раза
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
DIFC и Ллойд объединяются для развития будущих талантов в страховом секторе
|
|
Коммерсантъ онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин не поддержал повышение лимитов выплат по ОСАГО
|
|
Финмаркет, 30 января 2025 г.
Выплаты российских агростраховщиков в 2024 году выросли на 38%
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин отклонил инициативу о компенсации при отсутствии ОСАГО у виновника аварии
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 30 января 2025 г.
Верховный суд утвердил взыскание ущерба от обстрелов в белгородском Шебекине
|
|
Блокнот Краснодара, 30 января 2025 г.
Минтранс дал ответ о страховании потерпевших крушение танкеров на Кубани
|
|
Деловая газета.Юг, Краснодар, 30 января 2025 г.
Страховка владельцев судов «Волгонефть» за загрязнение покрывает около 3 млрд
|
|
Тренд, Баку, 30 января 2025 г.
В Азербайджане часть стоимости ряда лекарств будет покрываться страховкой
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 30 января 2025 г.
Для Краснодара снижен территориальный коэффициент по ОСАГО
|
|
Gorod.lv, 30 января 2025 г.
Топ самых угоняемых автомобилей в Латвии: рейтинг изменился
|
|
Autonews.ru, 30 января 2025 г.
Это невероятно. Сколько стоит ОСАГО и каско на Lada, Chery, Geely и Haval
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 30 января 2025 г.
Страховщика через ВС РФ обязали заплатить деньги попавшей под обстрел белгородской компании
|
 Остальные материалы за 30 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|